Легкие компактные пилы с небольшой мощностью двигателя (до 2 кВт), предназначены для ухода за садом, заготовки дров, мелких строительных работ в небольших объемах, не рассчитаны на интенсивные нагрузки. Картер, как правило, выполнен из композитных материалов (пластика), двигатель собирается единым блоком и затем устанавливается на картер.
С мощностью двигателя 2 - 3 кВт, они предназначены для использования в сельском хозяйстве, коммунальной сфере, деревянном строительстве. Эти пилы универсальны в своей области, при этом неважно, идет ли речь о строительстве, заготовке дров или уходе за насаждениями. С инструментами этого класса можно выполнять любые из этих работ. Картер может быть металлический или пластиковый. Двигатель собирается единым блоком и затем устанавливается на картер.
С мощностью двигателя свыше 3 кВт, они предназначены для использования в лесном хозяйстве. Эти пилы для требовательных профессиональных пользователей, идеально подходят для лесозаготовительных работ, рассчитаны на экстремальные нагрузки, позволяют решать самые сложные задачи.
Картер, как правило, металлический, состоит из двух половинок. Опорные подшипники коленчатого вала запрессованы в посадочные места в картере с большой точностью и имеют жесткую фиксацию.
Цилиндр с большой точностью устанавливаются на свое посадочное место в картере через прокладку. Такая конструкция увеличивает запас прочности и моторесурс двигателя.
Их двигатель расположен горизонтально, что позволяет сделать пилу компактной. Основная рабочая рукоятка с органами управления расположена сверху, что позволяет при необходимости работать пилой одной рукой. Применяются такие пилы в основном для работы в ограниченном пространстве, например, обрезки сучьев непосредственно на растущем дереве.
Все бензопилы оборудованы двухтактным одноцилиндровым карбюраторным двигателем с воздушным охлаждением. Главное преимущество двухтактного двигателя перед четырехтактным — это простота конструкции, увеличение мощности на 70% при тех же размерах цилиндра и оборотах коленчатого вала.
Для увеличения моторесурса на рабочую поверхность стенок цилиндра наносят специальное износостойкое покрытие (хром, никасил, Аl-Fed).
Длительная работа с сильно вибрирующим инструментом может привести к заболеванию суставов рук. Для снижения вредной вибрационной нагрузки на пользователя необходимо наличие эффективной антивибрационной системы на бензопиле. На пилах, как правило, устанавливаются металлические пружины или резиновые амортизаторы, расположенные между рукоятками и картером пилы.
На пилах средней и большей мощности дополнительно реализован принцип разделения двух масс, когда двигатель отделен от топливного бака и рукояток. Это позволяет уменьшить вибрацию, улучшить балансировку пилы по весу и повысить комфорт в работе.
Двигатель бензопилы имеет высокую компрессию, поэтому при запуске двигателя детали ручного стартера испытывают сильные нагрузки, а в некоторых случаях возникает эффект «обратного удара», который может привести к поломке стартера, а иногда к травме пользователя.
Снизить нагрузки на стартер и исключить эффект «обратного удара» при запуске двигателя можно двумя способами: уменьшить компрессию при запуске и изменить конструкцию стартера. На современных бензопилах применяются оба способа.
Для уменьшения компрессии в цилиндре двигателя устанавливают декомпрессионный клапан. При нажатии на клапан перед запуском двигателя, внутренняя полость цилиндра сообщается с атмосферой, тем самым уменьшается компрессия и облегчается запуск двигателя. После первой вспышки топливной смеси в цилиндре клапан автоматически закрывается.
Стартер простого исполнения состоит из корпуса (крышки) стартера, катушки стартера, ленточной возвратной пружины, рукоятки и специального шнура. При запуске двигателя катушка стартера входит непосредственно в зацепление с маховиком. Пружина в данной конструкции служит для наматывания шнура при возврате рукоятки в первоначальное положение.
Фактически оператору при запуске приходится прилагать немалые усилия для проворачивания коленвала, при этом неизбежно возникают значительные нагрузки на детали стартера, также при запуске не исключен эффект обратного удара. Поэтому в конструкцию стартера вводят дополнительные элементы для облегчения запуска и снятия нагрузки с деталей стартера.
При наличии такой системы в конструкцию добавляется вторая пружина, спиральная. Вытягивая шнур стартера, оператор одновременно взводит дополнительную спиральную пружину. При достижении определенного усилия на дополнительной пружине, она раскручивает коленвал. При данной конструкции снимается нагрузка с деталей стартера, оператор прилагает меньше усилий при запуске, исключается эффект обратного удара.
Один из самых опасных моментов при работе бензопилой - это отскок во время пиления. Отскок происходит, как правило, по траектории вверх и назад. Причиной отскока является контакт движущейся цепи, в районе ведомой звездочки шины (зона отскока), с каким-либо предметом. В результате происходит внезапная и быстрая реверсивная реакция, которая отбрасывает пилу вверх и назад на оператора.
Такая реакция пилы может привести к потере контроля над ней и серьезным травмам. Поэтому, не имея опыта обращения с бензопилой, не работайте концом шины и перед началом эксплуатации обязательно изучите безопасные способы работы.
Все современные бензопилы оснащаются механическим инерционным тормозом цепи, который в случае отскока практически мгновенно останавливает цепь и сводит до минимума риск получения травмы. Устанавливается он либо в картер двигателя, либо в крышку шины. Механизм состоит из ручки тормоза (щитка), системы рычагов, силовой пружины и металлической тормозной ленты.
Принцип действия очень прост. При резком отскоке пилы (вверх и назад), ручка тормоза по инерции движется вперед, преодолевает сопротивление силовой пружины и через систему рычагов воздействует на тормозную ленту. Тормозная лента сжимается и плотно обхватывает барабан сцепления, цепь при этом останавливается практически мгновенно.
Вес ручки тормоза подбирается таким образом, чтобы его хватало для преодоления усилия растяжения силовой пружины при малейшем отскоке бензопилы. В экстренных случаях тормозной механизм можно привести в действие принудительно, для этого нажмите на ручку тормоза рукой «от себя» до характерного щелчка.
Во время работы нельзя пренебрегать индивидуальными средствами защиты: очками, каской, перчатками и специальной защитной одеждой и обувью.
Воздух, используемый для приготовления топливной смеси, должен быть предварительно очищен. Основным элементом системы очистки воздуха является воздушный фильтр. Грязный воздушный фильтр пропускает намного меньше воздуха, что приводит к обогащению топливной смеси, падению оборотов и мощности двигателя, увеличению расхода топлива.
Работа при пониженной мощности может привести к перегреву двигателя. Работа с грязным воздушным фильтром также приводит к быстрому износу цилиндра, поршня, поршневых колец. Очень важно контролировать техническое состояние фильтра и проводить регулярное техническое обслуживание.
Воздушный фильтр может быть бумажным, фетровым, нейлоновым или поролоновым. Для увеличения срока службы фильтра, увеличения времени работы между техническим обслуживанием фильтра применяют различные системы предварительной очистки воздуха.
В системах продувки камеры воздушного фильтра поток воздуха, создаваемый крыльчаткой маховика, через специальный патрубок поступает к воздушному фильтру, сдувая с него частицы пыли. Недостатком этой системы является низкая эффективность очистки воздуха и опасность попадания снега в камеру воздушного фильтра в зимнее время.
При вращении крыльчатки маховика за счет действия центробежных сил более тяжелые частицы пыли отбрасываются в сторону от воздухозаборных каналов и удаляются, как правило, через ребра цилиндра. Очищенный воздух поступает через воздушный фильтр в карбюратор. На низких оборотах двигателя значение центробежных сил невелико, поэтому существует вероятность попадания частиц пыли в камеру воздушного фильтра.
Принцип работы предварительной системы очистки воздуха за счет разрежения заключается в том, что, за счет особой конструкции лопастей крыльчатки, в нижней части крышки стартера создается разрежение, которое по специальному каналу распространяется в камеру воздушного фильтра.
Под воздействием разряжения частицы пыли удаляются из камеры воздушного фильтра через канал к крыльчатке. При этом эффективность очистки растет с увеличением скорости вращения коленчатого вала и позволяет удалить частицы пыли, которые не получилось удалить на малых оборотах.
При движении цепи по шине возникает сильное трение, которое приводит к повышению температуры и сопряжено с повышенным износом цепи и шины. Для снижения трения и, соответственно, увеличения срока службы пильной гарнитуры применяется принудительная смазка цепи и шины. Система смазки состоит из маслонасоса плунжерного типа, который подает масло через отверстие в паз шины, откуда забирается ведущим звеном цепи и разносится по шине.
В результате происходит смазывание шарниров звеньев цепи и рабочей поверхности шины. Привод маслонасоса осуществляется непосредственно от коленвала либо от барабана сцепления. Производительность зависит от скорости вращения коленвала: чем выше обороты двигателя, тем большее количество масла подается на шину и наоборот. По конструктивному исполнению маслонасосы бывают в пластиковом или металлическом корпусе, разборные и неразборные, с регулируемой подачей масла и нерегулируемые.
Источник: ECHO
© PROFPROV.RU 2023. Все права защищены
К началу