Область применения бензопил и их технические особенности Фото: ECHO

Конструкция любой бензопилы состоит из систем и механизмов, смонтированных на картере двигателя

  • 30.01.2020
  • 672

По области применения и схеме компоновки двигателя, бензопилы условно можно разделить на несколько классов

Пилы для бытового применения

Легкие компактные пилы с небольшой мощностью двигателя (до 2 кВт), предназначе­ны для ухода за садом, заготовки дров, мелких строительных работ в небольших объемах, не рассчитаны на интенсивные нагрузки. Картер, как правило, выполнен из композитных ма­териалов (пластика), двигатель собирается единым блоком и затем устанавливается на картер.

Универсальные (фермерские) пилы

С мощностью дви­гателя 2 - 3 кВт, они предназначены для использования в сель­ском хозяйстве, коммунальной сфере, деревянном стро­ительстве. Эти пилы универсальны в своей области, при этом неважно, идет ли речь о строительстве, заготовке дров или уходе за насаждениями. С инструментами этого класса можно выполнять любые из этих работ. Картер мо­жет быть металлический или пластиковый. Двигатель соби­рается единым блоком и затем устанавливается на картер.

Профессиональные пилы

С мощностью двигателя свыше 3 кВт, они предназначены для использования в лесном хозяйстве. Эти пилы для требовательных профессиональных пользова­телей, идеально подходят для лесозаготовительных работ, рассчитаны на экстремальные нагрузки, позволяют решать самые сложные задачи.

Картер, как правило, металлический, состоит из двух половинок. Опорные подшипники коленчатого вала запрессованы в посадочные места в картере с большой точностью и имеют жесткую фиксацию.

Цилиндр с большой точностью устанавливаются на свое посадочное место в кар­тере через прокладку. Такая конструкция увеличивает запас прочности и моторесурс двигателя.

Пилы для специальных условий работы

Их двигатель расположен горизонтально, что позволяет сделать пилу ком­пактной. Основная рабочая рукоятка с органами управления расположена сверху, что позволяет при необходимости рабо­тать пилой одной рукой. Применяются такие пилы в основном для работы в ограниченном пространстве, например, обрезки сучьев непосредственно на растущем дереве.

Все бензопилы оборудованы двухтактным одноцилиндро­вым карбюраторным двигателем с воздушным охлажде­нием. Главное преимущество двухтактного двигателя перед четырехтактным — это простота конструкции, увеличение мощности на 70% при тех же размерах цилиндра и оборотах коленчатого вала.

Для увеличения моторесурса на рабочую поверхность стенок цилиндра наносят специальное износо­стойкое покрытие (хром, никасил, Аl-Fed).

Современные бензопилы обладают рядом технических особенностей, улучшающих работу оборудования и обеспечивающих безопасность его использования

Антивибрационная система

Длительная работа с сильно вибрирующим инструментом может привести к заболеванию суставов рук. Для снижения вредной вибрационной нагрузки на пользователя необходимо наличие эффективной антиви­брационной системы на бензопиле. На пилах, как правило, устанавливаются металлические пружины или резиновые амортизаторы, расположенные между рукоятками и картером пилы.

На пилах средней и большей мощности дополнительно реализован принцип разделения двух масс, когда двигатель отделен от топливного бака и рукояток. Это позволяет умень­шить вибрацию, улучшить балансировку пилы по весу и повы­сить комфорт в работе.

Система запуска

Двигатель бензопилы имеет высокую ком­прессию, поэтому при запуске двигателя детали ручного стар­тера испытывают сильные нагрузки, а в некоторых случаях возникает эффект «обратного удара», который может привести к поломке стартера, а иногда к травме пользователя.

Снизить нагрузки на стартер и исключить эффект «обратного удара» при запуске двигателя можно двумя способами: уменьшить ком­прессию при запуске и изменить конструкцию стартера. На со­временных бензопилах применяются оба способа.

Для уменьшения компрессии в цилиндре двигателя устанав­ливают декомпрессионный клапан. При нажатии на кла­пан перед запуском двигателя, внутренняя полость цилиндра сообщается с атмосферой, тем самым уменьшается компрес­сия и облегчается запуск двигателя. После первой вспышки то­пливной смеси в цилиндре клапан автоматически закрывается.

Стартер простого исполнения состоит из корпуса (крышки) стартера, катушки стартера, ленточной возвратной пружи­ны, рукоятки и специального шнура. При запуске двигателя катушка стартера входит непосредственно в зацепление с маховиком. Пружина в данной конструкции служит для нама­тывания шнура при возврате рукоятки в первоначальное по­ложение.

Фактически оператору при запуске приходится при­лагать немалые усилия для проворачивания коленвала, при этом неизбежно возникают значительные нагрузки на детали стартера, также при запуске не исключен эффект обратного удара. Поэтому в конструкцию стартера вводят дополнитель­ные элементы для облегчения запуска и снятия нагрузки с деталей стартера.

Система облегченного запуска

При наличии такой системы в конструкцию добавляется вторая пружина, спиральная. Вытягивая шнур стартера, оператор одновременно взводит дополнительную спиральную пружину. При достижении определенного усилия на дополнительной пружине, она раскручивает коленвал. При данной конструкции снимается нагрузка с деталей стартера, оператор прилагает меньше усилий при запуске, исключается эффект обратного удара.

Система безопасности

Один из самых опасных моментов при работе бензопилой - это отскок во время пиления. От­скок происходит, как правило, по траектории вверх и назад. Причиной отскока является контакт движущейся цепи, в рай­оне ведомой звездочки шины (зона отскока), с каким-либо предметом. В результате происходит внезапная и быстрая ре­версивная реакция, которая отбрасывает пилу вверх и назад на оператора.

Такая реакция пилы может привести к потере контроля над ней и серьезным травмам. Поэтому, не имея опыта обращения с бензопилой, не работайте концом шины и перед началом эксплуатации обязательно изучите безопас­ные способы работы.

Все современные бензопилы оснащаются механическим инерционным тормозом цепи, который в случае отскока практически мгновенно останавливает цепь и сводит до ми­нимума риск получения травмы. Устанавливается он либо в картер двигателя, либо в крышку шины. Механизм состоит из ручки тормоза (щитка), системы рычагов, силовой пружины и металлической тормозной ленты.

Принцип действия очень прост. При резком отскоке пилы (вверх и назад), ручка тормо­за по инерции движется вперед, преодолевает сопротивле­ние силовой пружины и через систему рычагов воздействует на тормозную ленту. Тормозная лента сжимается и плотно обхватывает барабан сцепления, цепь при этом останавлива­ется практически мгновенно.

Вес ручки тормоза подбирается таким образом, чтобы его хватало для преодоления усилия растяжения силовой пружины при малейшем отскоке бензо­пилы. В экстренных случаях тормозной механизм можно при­вести в действие принудительно, для этого нажмите на ручку тормоза рукой «от себя» до характерного щелчка.

Во время работы нельзя пренебрегать индивидуальными средствами защиты: очками, каской, перчатками и специ­альной защитной одеждой и обувью.

Система очистки воздуха

Воздух, используемый для приготовления топливной смеси, должен быть предвари­тельно очищен. Основным элементом системы очистки воздуха является воздушный фильтр. Грязный воздушный фильтр пропускает намного меньше воздуха, что приводит к обогащению топливной смеси, падению оборотов и мощ­ности двигателя, увеличению расхода топлива.

Работа при пониженной мощности может привести к перегреву двига­теля. Работа с грязным воздушным фильтром также приво­дит к быстрому износу цилиндра, поршня, поршневых колец. Очень важно контролировать техническое состояние филь­тра и проводить регулярное техническое обслуживание.

Воздушный фильтр может быть бумажным, фетровым, ней­лоновым или поролоновым. Для увеличения срока службы фильтра, увеличения времени работы между техническим обслуживанием фильтра применяют различные системы предварительной очистки воздуха.

В системах продувки камеры воздушного фильтра поток воздуха, создаваемый крыльчаткой маховика, через специ­альный патрубок поступает к воздушному фильтру, сдувая с него частицы пыли. Недостатком этой системы является низ­кая эффективность очистки воздуха и опасность попадания снега в камеру воздушного фильтра в зимнее время.

Система центробежной очистки работает следующим образом

При вращении крыльчатки маховика за счет дей­ствия центробежных сил более тяжелые частицы пыли от­брасываются в сторону от воздухозаборных каналов и удаля­ются, как правило, через ребра цилиндра. Очищенный воздух поступает через воздушный фильтр в карбюратор. На низких оборотах двигателя значение центробежных сил невелико, поэтому существует вероятность попадания частиц пыли в камеру воздушного фильтра.

Принцип работы предварительной системы очистки воздуха за счет разрежения заключается в том, что, за счет особой конструкции лопастей крыльчатки, в нижней части крышки стартера создается разрежение, которое по специальному каналу распространяется в камеру воздушного фильтра.

Под воздействием разряжения частицы пыли удаля­ются из камеры воздушного фильтра через канал к крыльчат­ке. При этом эффективность очистки растет с увеличением скорости вращения коленчатого вала и позволяет удалить ча­стицы пыли, которые не получилось удалить на малых оборотах.

Система смазки цепи

При движении цепи по шине возни­кает сильное трение, которое приводит к повышению темпе­ратуры и сопряжено с повышенным износом цепи и шины. Для снижения трения и, соответственно, увеличения срока службы пильной гарнитуры применяется принудительная смазка цепи и шины. Система смазки состоит из маслонасо­са плунжерного типа, который подает масло через отверстие в паз шины, откуда забирается ведущим звеном цепи и раз­носится по шине.

В результате происходит смазывание шар­ниров звеньев цепи и рабочей поверхности шины. Привод маслонасоса осуществляется непосредственно от коленвала либо от барабана сцепления. Производительность зависит от скорости вращения коленвала: чем выше обороты двигателя, тем большее количество масла подается на шину и наоборот. По конструктивному исполнению маслонасосы бывают в пла­стиковом или металлическом корпусе, разборные и нераз­борные, с регулируемой подачей масла и нерегулируемые.

 

Источник: ECHO

Комментарии

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Поиск

Другие публикации